МОУ "Афанасьевская СОШ"
д. Афанасьева, ул. Ленина, 8.
  • Антибуллинговая политика в школе

    Изображения.

    Буллинг – (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.

    Кто участвует в буллинге?
     В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. Тоесть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а так же развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.

     Причины возникновения буллинга в детских коллективах
              Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. 
              Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём:

    •  унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.
    • негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.
    • устрашающих и угрожающих жестов или выражений.
    • привилегированного отношения к заискивающим учащимся.
    •  оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.

              Способствовать буллингу могут также:

    •  Наличие в классе признанного «лидера»;
    •  Возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием внешних поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера);
    • Нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников. Отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением учащихся на переменах.


               Кроме поведения взрослых, способствующего процветанию буллинга в школьной среде, выделяют ряд факторов, которые могут спровоцировать развитие буллинга среди детей: 

    • Низкий уровень воспитания ребенка;
    • Неадекватная заниженная самооценка;
    •  Высокая импульсивность;
    • Злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми.
    • Сниженное чувство самосохранения у ребенка;
    • Внутриличностная агрессивность учащегося, зависящая от индивидуальных особенностей;
    • Желание сохранить статус в группе и соответствовать группе;
    • Желание доминировать над другими;
    • Предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении;
    • Прогулы и слабая успеваемость в школе;
    • Смена воспитателей (отчим, мачеха), появление второго ребёнка в семье;
    • Семейное и сексуальное насилие;
    •  Внутрисемейные конфликты;
    • Низкий социально-экономический статус семьи.
    • Завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка;
    • Гиперопека или равнодушие со стороны родителей;
    • Ранние сексуальные контакты;
    • Приводы в милицию и ранняя судимость.


              Наступление фазы полового созревания ребенка приводит не только к возникновению проблем физиологического и психологического характера, но и развитию критического мышления, позволяющего ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
               Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность. Буллинг не имеет ничего общего с руководством коллективом, если он применяется взрослыми, так как хороший администратор (учитель) управляет и руководит коллективом, плохой - травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана. Мотивами буллинга являются: Зависть; Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания); Чувство неприязни; Борьба за власть; Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним; Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей; Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто; Стремление удивить, поразить; Стремление разрядиться, «приколоться»; Желание унизить, запугать непонравившегося человека.

    Профилактика буллинга


    Первичная профилактика         

            Первичная профилактика направлена на детей – участников буллинга. И включает в себя работу не только с детьми, но и с семьями школьников.
    1. Изучение типа семьи и воспитания в семье детей, а также поведение родителей в семье.
    2. Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
    3. Формирование личности, жизненного стиля, стратегий поведения учеников в обществе через проведение родительских собраний, классных часов, классных и общешкольных мероприятий.
                Для предупреждения постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика должна реализоваться по трем направлениям.
    1. Создание условий недопущения буллинга.
    2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) – жертвы с буллерами, ограничение воздействий на него стрессовых воздействий.
    3. Укрепление защитных сил личности любого ребенка в классе в противостоянии травле.

     Рекомендации учителям, психологам, администрациям школ (при проведении первичной профилактики)


    1. Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения определения буллинга.
    2. Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе.
    3. Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы.
    4.К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей.
    5. Обсуждение проблемы. Необходимо проводить беседы со школьниками как индивидуальные, так и групповые.
    6. Определите поведение персонала школы, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися.

     7. Нельзя терять из поля зрения «обидчиков». Беседуйте не только с виновными, но с их родителями, даже если это сложно сделать.

    Работа с компаниями обидчиков (при проведении первичной профилактики)


              Работая с обидчиками, их нужно экстренно и эффективно разоблачать и постараться отделить от группы единомышленников.
    Не напирать на наказание, это только лишь усилит групповую солидарность обидчиков.
     

    • Работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации всего, например, классного сообщества.
    • Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить проблему, конечно с помощью других.
    • Конструктивно работайте с родителями.

    Работа с подростками (при проведении первичной профилактики)


     1. Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков.
    2. Снижать асоциальное поведение школьников.
    3. Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся.
    4. Формировать:

    • навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
    • навыки восприятия, использование и оказание психологической и социальной поддержки;
    • навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
    • навыки защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
    • навыки бесконфликтного и эффективного общения.


    5. Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.

    Вторичная профилактика      

        Проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение (буллеров), и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья учащихся, учителей, работников школы.
              Проблема буллинга очень злободневна в настоящее время. Травля, которой подвергается растущий человек в школе, накладывает неизгладимый отпечаток на дальнейшую жизнь, мешает строить полноценные отношения в семейной жизни, мешает достичь больших вершин при получении профессии, и часто приводит к самоубийству. Поэтому этой проблеме должны уделять внимание, как родители, так и учителя, администрация школ.

    МОУ «Афанасьевская СОШ» принимает участие в региональном проекте Министерства образования Иркутской области по профилактике буллинга в образовательных организациях.

    Буллинг может проявляться в разных формах:

    - обидные прозвища;

    - угрозы физического насилия;

    - драки, запугивание, высмеивание;

    - разного рода унизительные комментарии;

    - бойкот или подстрекательство, сплетни, публичные унижения и т.д.

    Основная идея проекта оказать влияние на создание безопасной среды в образовательном учреждении для всех детей, независимо от их физических и психологических особенностей.

    Главные задачи проекта — предотвращение и разрешение ситуаций буллинга в школе через внедрение в образовательное пространство школы "Школьного ориентира", "Театра дружбы", профилактической квест-игры "Класс#ВместеДружба".

    Основная идея проекта оказать влияние на создание безопасной среды в образовательном учреждении для всех детей, независимо от их физических и психологических особенностей.

    В соответствии с приказом МКУ «Центр МиФСОУ ТМР» № 143/4 от «22» сентября 2023 г. «О вступлении в пилотный проект по снижению случаев буллинга в образовательных организациях Иркутской области» 26 сентября 2023 г. в МОУ «Афанасьевская СОШ» прошло совещание, на котором обсуждались следующие вопросы:
    1. Антибуллинговая Хартия
    2. О проведении профилактической квест-игры Класс#ВместеДружба.
    3. О социальном театре «Театр дружбы».
    4. Школьный ориентир, как инструмент визуализации возможностей и ресурсов для ребенка на получение как индивидуальной, так и групповой поддержки.

    Изображения.
    Профилактическая неделя " Дружить здорово"
    С 22 по 26 января 2024 года в МОУ "Афанасьевская СОШ" была организована неделя «Дружить Здорово!», посвященная Международному дню борьбы против буллинга.
    Цель: создание благоприятных условий для успешного развития каждого ребенка, сохранения физического, психического и психологического здоровья, формирование у детей позиции неприятия любых форм насилия, сознательного отношения к личной безопасности.
    Задачи:
    • формирование навыков противостояния насилию и обращения за профессиональной помощью в субъективно сложных жизненных ситуациях;
    • обучение навыкам мирного разрешения конфликтов;
    • развитие коммуникативных навыков;
    • формирование ответственного отношения у подростков к своим поступкам.
    Программа недели
    1 день. 22.01.2024г. Открытие.
    Приветствие участников Недели. Проведение анкеты с целью выявления проблемы буллинга в школе. Разработка, изготовление, размещение в классах, ученических и родительских чатах информационных буклетов, памяток для обучающихся и родителей. Первый день – «День приветствий», информация на переменках о традициях приветствия в разных странах.
    2 день. 23.01.2024г. «День вежливости»
    3 день. 24.01.2024г. «Игры на сплочение».
    4 день. 25.01.2024г. «Добрые дела».
    В течение недели проходили классные часы и веселые перемены.
    5 день. 26.01.2024г. Подведение итогов Недели.
    Изображения.

    В МОУ "Афанасьевской СОШ" для обучающихся прошла увлекательная квест-игра "Класс#Вместе.Дружба"

    Цель: создание психолого-педагогических условий для сохранения
    физического и психического здоровья обучающихся.

    Квест-игра была направлена на сплочение учеников и понимание важности каждого из них в общем деле. Пять локаций квест-игры: «Кто я», «Будь в контакте», «Общее дело», «ИнфоФильтр» и «Ты не один» показали участникам, что толерантность по отношению к окружающим это естественный и необходимый навык в умении находить компромисс в решении конфликтных ситуаций между одноклассниками и сверстниками, а также в развитии чувства коллективизма и уважительного отношения между людьми.

    Во время прохождения локаций ученики совместно, в дружеской и теплой атмосфере, с творческим подходом исполнили песню о дружбе, познакомились с информацией о безопасности в сети Интернет, разгадали множество ребусов на тему толерантности, а также составили памятку по безопасности школьника в случае буллинга (травля, издевательства кого-то со стороны сверстников и окружающих людей).

    Участие в общем деле, позитивные эмоции и толерантность к друг другу позволяют людям проявлять свою индивидуальность, самовыражение и быть друг к другу ближе.

    ТЕАТР ДРУЖБЫ

    В рамках профилактической недели "Дружить здорово!" в МОУ "Афанасьевская СОШ " прошёл "Театр дружбы ".

    Театр дружбы - это возможность не только обсудить значимую и важную тему в классе, но и проявить себя, самореализовываться, прочувствовать и прожить различные переживания .

    В социальном театре используется подход «равный – равному», где актерами являются сами ребята, повествующие историю другим обучающимся, таким же, как они подросткам.

    Наблюдая со стороны, учащиеся могут сопоставить действия героев истории, где-то узнать себя в герое, примерить различные роли, увидеть последствия социально- неодобряемого поведения на чужом опыте и оценить свое поведение, задуматься об ответственности за те или иные поступки, расширить кругозор.

    На этой неделе учащиеся 5-11 классов провели небольшие театрализованные представления на тему школьного буллинга, а после педагогом-психологом было проведено обсуждение постановки.

    Ребята включались в беседу, старались понять чувства и эмоции героев, найти варианты решения разыгранной ситуации, самое важное, понять, как же не допустить буллинг в классе.

                                                        ШКОЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР

    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.
    Изображения.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie